Веб 2.0 — это новое поколение веб-приложений. Рядовые пользователи,
далекие от мира высоких технологий, и раньше чувствовали некий новый
эффект, когда заходили на сайты вроде Google Maps или Flickr. Сейчас они
узнали, как это называется — Веб 2.0. О новой сетевой моде начала
писать даже популярная неспециализированная пресса, например, вот статья
в San Francisco Chronicle.
Сайты нового поколения гораздо более интерактивны, динамичны и удобны
в использовании: «Мы перешли от статичного контента
интернет-магазинов к сайтам, которые делятся информацией и сотрудничают
друг с другом как никогда раньше», — говорит Кевин Роуз, основатель
инновационного
новостного сервиса Digg. «Может быть, Веб 2.0 помогает людям
осознать истинный потенциал интернета, хотя Сеть была рядом с нами все
время», — вторит коллеге Чад Харли, сооснователь другого инновационного
сервиса YouTube для обмена видеофайлами.
Оба эти сайта — Digg и YouTube — демонстрируют феноменальный рост
популярности в последнее время. Они на своем примере показывают,
насколько могут быть успешными сайты поколения Веб 2.0.
Сайты Веб 2.0 привлекают к себе много внимания.
Недоброжелатели упрекают их в том, что мода на Веб 2.0 — всего лишь
маркетинговый прием. Мол, использование этого термина позволяет выдать
старые идеи за новые, чтобы привлечь венчурных инвесторов. «Это
почти как во времена бума доткомов, — говорит Брэдли Хоровитц
(Bradley Horowitz), директор по технологическому развитию Yahoo, — если
в названии вашей компании случайно есть .com, то оценка возрастает в
десять раз. Теперь, если у вас фотообменный сайт — ну и что? Но если у
вас фотообменный сайт Веб 2.0 — о вас начинают говорить».
В конце концов, многие технологии Веба 2.0 широко используются уже
много лет без всякого шума. Например, интерактивная система рейтингов
eBay, которая позволяет покупателям выставить оценки каждому продавцу.
Или система читательских отзывов в книжном магазине Amazon.com, которая
учитывает мнения читателей со схожими интересами. О том, как давно
используется JavaScript (основа Ajax), нечего и говорить.
На самом деле термин Веб 2.0 был
введен в обращение пару лет назад с легкой руки Тима
О’Рейли в процессе подготовки очередной интернет-конференции (компания
O’Reilly Media занимается, в том числе, проведением технологических
конференций). В своей программной статье «Что такое Веб 2.0»
Тим О’Рейли сформулировал основные принципы, по которым существуют
веб-сервисы нового поколения.
Сейчас в стартапы Веб 2.0 инвестируются сотни миллионов долларов, а
ситуация на венчурном рынке напоминает вторую
волну бума доткомов. В некоторых нишах, например, новости,
фото или видео, между собой конкурируют с десяток сайтов «нового
поколения». Очевидно, только немногие из них смогут выжить.